Ноу-хау в практике предприятия
В хозяйственной деятельности отечественных предприятий крайне редко используется ноу-хау для охраны своей интеллектуальной собственности, хотя термин ноу-хау широко известен. Реальные разработки компаний практически не оформляются ими в этом статусе, несмотря на громкие заявления о созданных ими новшествах. Какие же возможности дает компании «ноу-хау»?
Значение и возможности ноу-хау в бизнесе
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет (статья 1465 ГК РФ) секрет производства (ноу-хау) как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), имеющие коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам. Причем под сведениями, которые могут быть отнесены к ноу-хау, понимается информация о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере или о способах осуществления профессиональной деятельности.
Фактически получается, что любая деятельность компании, направленная на сокращение расходов или получение прибыли, может быть оформлена в качестве ноу-хау. Единственным условием для появления на предприятии ноу-хау является введение режима коммерческой тайны. Причем, для ноу-хау не требуется государственная регистрация, что способствует его быстрому оформлению.
Другими словами, ноу-хау является универсальным инструментом, обеспечивающим правовую охрану секретов производства.
Помимо защиты прав предприятия на секреты производства, выявление и оформление ноу-хау позволяет дать материальную оценку созданной в компании интеллектуальной собственности. Что, безусловно, относится к достоинствам ноу-хау.
В то время как стоимость материальных активов всегда известна, неизвестно какие потери понесет компания от утраты технологии или секрета производства.
Также к плюсам ноу-хау можно отнести то, что их учет в составе нематериальных активов компании позволяет при грамотном использовании значительно улучшить финансовые показатели предприятия. Вот почему все больше компаний в последнее время выбирают ноу-хау как форму защиты интеллектуальной собственности.
Механизм создания и оформления ноу-хау
Существуют различные способы создания и выявления ноу-хау.
Первый самый простой способ – это выявление ноу-хау в ходе инвентаризации. Здесь выявляются и учитываются уже имеющиеся у компании технологии, которые были получены в результате повседневной деятельности, но их разработка не оформлялась. Ноу-хау в таком случае отражается в балансе по рыночной стоимости.
При проведении инвентаризации компания получает не только справедливую оценку своей интеллектуальной собственности, но и оценивает прочий (внереализационный) доход в текущем периоде. Следует отметить, что доход от принятых к учету выявленных результатов интеллектуальной деятельности (как нематериальных активов) не облагается налогом на прибыль, согласно пп 3.6 п 1 ст. 251 Налогового Кодекса РФ.
Во втором способе работа компании планируется целенаправленно для создания определенного ноу-хау, на разработку которого открывается НИОКР. Тогда ноу-хау будет положительным результатом НИОКР и стоимость полученного нематериального актива будет соответствовать затратам на его разработку.
Для оформления и постановки на учет ноу-хау компании не требуется обладать специальными разрешениями или лицензией.
Единственным риском при оформлении ноу-хау является возможность оспаривания прав на секрет производства, для предотвращения появления которого компании необходимо обладать некоторыми компетенциями. На практике такими компетенциями обладают профессиональные юристы, патентные поверенные, оценщики, технические специалисты и бухгалтеры. В команде «Акцент Консалт» объединены эксперты всех профилей, которые при реализации проектов используют комплексный подход с целью повышения прибыли предприятий за счет интеллектуальной собственности.
В итоге наши клиенты получают полный комплекс услуг, включающий выявление, оценку и оформление результатов интеллектуальной деятельности (в том числе секретов производства), их дальнейшее сопровождение, осуществление бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов. За более подробной консультацией по выявлению и поставке на учет ноу-хау в вашем бизнесе обратитесь к нам по телефону: 8 (495) 108-64-87
Другие материалы
навигации по статьям